Всем привет! Сегодня мне хотелось бы рассказать вам про кликбейт, что это значит на ютубе, социальных сетях и в интернет рекламе, и для чего он вообще используется. Также мы разберем все признаки этого понятия и я расскажу вам как надо и не надо его использовать. Иногда разговариваешь с людьми на эту тематику и они даже не понимают, о чем идет речь. Поэтому, чтобы расставить все точки над i, я подробно обо всем расскажу, потому что ме самому приходится довольно тесно работать с данным понятием.
Значение термина
Если говорить простыми словами, то кликбейт (Clickbait) — это некий заголовок к статье, посту, видео на ютубе, который побуждает пользователей заинтересоваться контентом и нажать на него. Очень часто, контент может не соответствовать заголовку, тогда происходит обычный обман с целью заполучения клика. Иногда этот заголовок вуалируется так, что к нему просто не подкопаешься. Происходит он от двух английских слов: Click — щелчок и Bait — приманка. То есть по сути это приманка для того, чтобы вы кликнули.
Пример кликбейта: Откажитесь от этих двух продуктов и вы похудеете на 10 килограмм за неделю.
Многим людям становится интересно, что же это за два продукта, которые справятся с насущной проблемой большого живота, поэтому они кликают на объявление или пост. И если брать пример, который я описал выше, то никакой полезной информации там не будет. Просто замануха. Скорее всего там будет рекламироваться какой-нибудь БАД, без которого отказ от продуктов работать не будет. Но самое главное, что по объявлению кликнули, а дальше дело техники.
Теперь сравним с другим заголовком:
Если не будете есть мучное сладкое и много двигаться, то вы сможете быстро похудеть
В этом случае нет никакой интриги. Такое заглавие никого не побуждает нажать на эту рекламу или пост. Считайте, что вы просто потеряли целую кучу просмотров и кликов.
Также очень часто кликбейтами пользуются на ютубе. Кстати, заголовок ролика является одним из важных параметров при загрузке видео. Ваш ролик может быть полным шлаком, но если вы сделаете грамотный кликбейтный заголовок, то то просмотров у вас будет больше.
В реальной жизни вы можете постоянно сталкиваться с такими заголовками в желтой прессе, типа «Безруков встретился с инопланетянами», «Вампир-гомосексуалист на свободе», «Мужчина кастрировал себя лопатой», «Киркоров откусил у себя палец на руке». Знакомо? Наверняка вы встречались с чем-то подобным.
Также, одобные заголовки вы можете встречать и в тизерной рекламе в интернете. Там этого добра достаточно. Наверняка вы уже наслышаны, как Пугачева сбросила 20 килограмм, благодаря отказу от двух продуктов или как вылечить грибок за один день навсегда. Ну а про скидки 90% на оригинальный айфон я вообще молчу.
Признаки
Чаще всего кликбейт пишут по следующей схеме:
- Использование местоимений (Он, она, они) или указателей (Этот, эта, эти), чтобы создать некую атмосферу диалога с читателем.
- Использование побудительных слов: «Вы только взгляните», «Это просто невероятно», «Я смеялся 5 минут, когда увидел», «Это нужно видеть», «Невероятно», «Вы будете шокированы (поражены)» и т.д.
- Недосказанность. Вы начинаете читать заголовок и он обрывается на самом интересном месте. «Он нашел потайной подвал в доме бабушки и дедушки. Когда он вошел в него, то обнаружил...». Что он там обнаружил? Чтобы это узнать, придется кликнуть на пост.
- Ложная смерть. Очень часто люди пишут так называемые «Вбросы» и чаще всего они касаются звезд шоубизнеса, а точнее их смерти. Несколько раз таким образом «хоронили» Тимати, Диму Билана и т.д. Но иногда это делают очень сильно завуалировано. Например пишут что-нибудь типа «Погибла звезда сериала „Глухарь“. Его нашли в канаве». Показывают фотографию Максима Аверина который исполнил там главную роль. А на самом деле это оказался актер, который снялся всего в одном эпизоде. И что самое интересное, это было написано не в интернете, а в печатном СМИ, причем не самом последнем.
- Увеличение значимости. Любой обычный текст, который не представляет ничего по сути выдающегося, оборачивают в красивый заголовок, на который хочется кликнуть. Например под заголовком «Сергей Лазарев опозорил Леру Кудрявцеву, открыв ее большой секрет». Казалось бы должно быть что-то интересное, но когда открываешь статью, там оказывается, что Кудрявцева просто как-то призналась, что хотела бы петь на сцене.
- Обещание больших заработков, например «Благодаря этой методике, уже через 2 дня вы сможете зарабатывать по 5000 рублей в день», либо «Он зарабатывает по 20000 в день. Узнай как — бесплатно». На деле оказывается, что какой-то местый гуру проводит бесплатный вебинар с «тонной воды», после чего предлагает пойти на тренинг или купить курс.
- На ютубе часто встречаются такие заголовки, которые буквально кричат «Ржач», «Смотреть до конца», «Я ржал как конь 10 минут» и т.д. Но по иронии судьбы за такими роликами скрывается какой-то совершенно унылый контент, над которым посмеяться может только обделенный умом человек.
- Использование завлекательных прилагательных или характеристик, например «10 самых опасных преступников», «5 самых плохих фильмов в мире».
- Стадное чувство. Иногда вы можете встретить что-то типа такого: «Весь мир уже играет в это — начни и ты». У некоторых людей срабатывает стадный инстинкт и им становится интересно, во что это все играют.
- Открытие. Часто можно увидеть и следующее содержание: «От нас скрывали правду, но теперь всё стало известно», «Ученые нашли лекарство от рака» и т.д.
Как писать кликбейтные заголовки и что делать не нужно
Как я уже говорил выше — правильный заголовок — это залог успеха. Ведя свой проект на Фейсбуке, мне часто приходится самому сталкиваться с этим, а также наблюдать за другими админами. Иногда они меня просто поражают. Ради парочки лишних просмотров, они готовы, чтобы на них вылили ведро грязи и отписывались.
К примеру, полгода назад, по фейсбуку и ютубу ходил вирусный пост про 101-летнюю старушку, которая родила сына в своем почтенном возрасте. Заголовок был примерно следующего содержания:
101-летняя женщина родила сына. Все были в шоке.
А на деле оказалось, что это ее пра-правнук, который недавно родился и его принесли показать пра-прабабушке, которой осталось жить около недели. Так вот, подобные посты считаются дурным тоном, и мало того, за это можно получить бан. Но зато вы гляньте, сколько просмотров собрал ролик, несмотря на то, что подписчиков не так много. Только не советую вам это повторять, так как социальные сети все таки ведут активную борьбу с таким откроенным вбросом.
Сейчас с кликбейтами ведется борьба. Ни ютуб, ни социальные сети их не любят, поэтому их нужно писать с максимальной осторожностью:
- Не писать лжи. Ваш заголовок должен быть правдивым, пусть и завуалированным.
- Не пишите недосказанности с многоточиями в конце. Раньше такое очень хорошо прокатывало, но сегодня за такое можно и бан получить.
- Если вы работаете в ютубе, то забудьте про такие кликбейты как «Ржач смотреть до конца», «Смотреть всем» и т.д. Такие кликбейты стали опасными.
- Не писать какие-то общие понятия, например «Он сделал, такое, от чего хочется плакать». То есть, непонятно кто сделал непонятно что, да еще вы и должны будете заплакать. По сути из-за таких заголовков можно запросто пострадать пессимизацией вашего контента. Возможно, что это сработает и данный пост наберет множество кликов, но потом с новыми роликами или постами у вас могут возникнуть проблему.
Можно сделать легкую недосказанность, но только, чтобы основное описание было на месте. Например, недавно мне попалась статья о том, как в доме, где была молодая мама с младенцем, случился пожар. Она пристегнула ребенка к автокреслу, зафиксировала подушками и бросила ребенка из окна второго этажа в мусорную кучу, чтобы смягчить падение. Сама она при этом не выжила. Нормальным заголовком и допустимым кликбейтом будет что-нибудь типа, «Молодая мама выкинула ребенка в мусор, но не спешите ее судить». Либо «Мама выкинула ребенка со второго этажа, чем спасла ему жизнь». Здесь мы пишем основной момент и заинтересовываем читателя одновременно.
Всегда ищите некий компромисс между привлекательностью заголовка и его сутью. Все эти попытки что-то сделать серыми или черными способами все равно рано или поздно блокируются, так что лучше сразу делать все почести и не париться. Пусть это займет чуть больше времени.
Я надеюсь, что теперь вы уловили всю суть того, что значит кликбейт, где он используется и как им пользоваться не нужно, чтобы не нарваться на неприятности. Если понравилась статья, то обязательно подпишитесь на все паблики в социальных сетях. Буду ждать вас снова на своем блоге. Удачи вам. Пока-пока!
С уважением, Дмитрий Костин
Привет Дима, отличная статья, с удовольствием прочитала, вот что является цепляющим заголовком, только главное правильно его использовать и давать в нём правдивую суть проблемы, спасибо большое за разъяснение, очень полезная статья.